Сага о Толстом Джеке: разбираемся в аудиоразъёмах

… и есть дырка под наушники.

не «дырка», а «отверстие»!

(типичный диалог в комментариях)

Приветствую, уважаемые!

Человеку, особенно мужского пола, присуща тяга куда-нибудь что-нибудь засунуть и посмотреть, что из этого получится. Это характерно для любой области бытия, так что сфера аудио не стала исключением. Поэтому давайте сегодня поговорим, куда и что можно воткнуть, чтобы звучало: какие основные аудиоразъёмы существуют, чем отличаются, зачем они вообще и как их не перепутать. Поехали!

Table of Contents

Семейство Джеков

Если вы выйдете на улицу и попросите прохожих назвать или описать какой-нибудь разъём для звука, большинство скажут про джеки — привычные штырьки 3.5 мм диаметром, разделённые пластиковыми кольцами на сегменты и использующиеся в наушниках. Официально же он называется «разъём TRS» — от Tip, Ring и Sleeve, названий его компонентов, начиная от кончика.

Существует несколько версий, по названию которых можно легко догадаться о количестве контактов: TS (моно-джек), TRS (стерео), TRRS (стерео плюс микрофон, обычно встречается у проводных гарнитур для смартфонов) и даже TRRRS (гарнитуры со вторым микрофоном шумоподавления у смартфонов Sony, других примеров не нашёл). Также иногда TRS используют в балансном варианте для профессиональных задач и в качестве входных разъёмов на чашках некоторых наушников.

Помимо 3.5 мм есть и другие размеры — 6.3 мм и 2.5 мм, которые называются собственно «джек» и «микроджек». А 3.5 от наушников получается «миниджек», но в обычной жизни большинство людей приставку «мини-» опускают.

Джеки 6.3 мм в варианте TRS используются вместо 3.5 мм в более дорогих наушниках, а как TS — для подачи линейных моно-сигналов на входы-выходы микшеров и звуковых карт, в недорогих «бытовых» микрофонах, а также в инструментальной сфере (чаще всего для соединения гитар с педалями эффектов, усилителями).

А вот джеки 2.5 мм сейчас в аудио практически не найти: раньше они использовались в гарнитурах для мобильников 2000-х годов, а после встречались в Hi-Fi-плеерах — их выбрали для балансного выхода на наушники (вероятно, чтобы не перепутали входы и случайно не воткнули небаланс в баланс и наоборот). Сейчас же они изредка попадаются на съёмных кабелях для наушников — у AKG, например, бывают такие разъёмы в чашках.

Pentaconn

Так как джеки 2.5 мм были не сильно надёжными и удобными, а рынок нуждался в чём-то универсальном, появился «утолщённый джек» Pentaconn с диаметром 4.4 мм и конфигурацией TRRRS. Чисто балансное решение, которое очень активно продвигала Sony, поначалу было принято… не особо тепло, скажем так. Но потом все потихоньку смирились, и теперь этот разъём является стандартом для балансных выходов на портативных устройствах и в большинстве стационарных, иногда дополняясь более серьёзными решениями на XLR.

XLR

Разъём, который по известности лишь немного уступает джеку. Наиболее узнаваем вариант с тремя штырьками, использующийся в микрофонных и профессиональных звуковых кабелях, также иногда встречается в качестве балансного разъёма для наушников: на конце кабеля висят две сразу штуки — для правого и левого каналов.

Но, если честно, мало кому нравится и удобно втыкать два крупных коннектора в два разъёма, попутно проверяя правый-левый каналы, поэтому для наушников чаще используется четырёхпиновый XLR.

Есть и большее количество пинов — штырьков в разъёме, причём, по запросу «5 pin XLR» вы можете найти два совершенно разных варианта, первый из которых привычно крупный, а второй — более мелкий, чаще использующийся для подачи питания на устройства, нежели для непосредственно звука. К тому же, мелкий вариант имеет пазы на кабельном конце, а штырьки расположены в гнезде устройства-приёмника.

И на сладкое — miniXLR, уменьшенный балансный вариант XLR с креплением-защёлкой для большей надёжности. Бывает трёх-, четырёх- и пятипиновым, нередко используется для подключения к наушникам. Сразу вспомнились классические AKG K271, где подобный кабель мог даже порваться посередине от экстремальных нагрузок, но соединение XLR оставалось надёжным.

RCA

Это очень популярный вариант, которым раньше пользовались повсеместно, известный в народе как «тюльпан» или «колокольчик». Просто выглядит, просто подключается, универсальный донельзя. Помимо звука, по нему передавали аналоговый видеосигнал — композитный (жёлтый корпус) или компонентный (красный, синий и зелёный). На данный момент используется в качестве межблочного — соединяет разные звуковые модули в Hi-Fi-системе, обычно окрашен (или как минимум промаркирован) в красный и белый цвета для правого и левого каналов соответственно.

Помимо аналогового звука по RCA передают и цифру — через разъёмы S/PDIF, подписанные как Coaxial. Да, в него можно подключать дешёвые аналоговые «тюльпаны», если соединяемые блоки находятся совсем рядом, в противном же случае потребуется специальный кабель.

TOSLINK

Рядом с коаксиальным S/PDIF обычно располагается оптический, выглядящий или как почти квадратное окошко, прикрытое пластиковой шторкой, или как обычный вход под наушники 3.5 мм, внутри которого светится красный огонёк. Кабель, соответственно, имеет или прямоугольный разъём JIS F05, или похож на 3.5 мм джек и называется mini Toslink, также существуют адаптеры «Toslink – mini Toslink».

Это единственный в данной статье вариант, гоняющий не электроны по металлическому кабелю между разъёмами, а фотоны по оптоволокну. Используется он чаще всего для передачи цифрового потока от источника звука в лице CD-плеера или цифрового транспорта до ЦАПа и усилителя, можно его встретить и в подключении звука для ТВ и проекторов домашних кинотеатров.

DIN

Вообще говоря, DIN — это Deutsches Institut für Normung, Немецкий институт по Стандартизации, который стандартизирует всё, включая и разъёмы — этакий ГОСТ, только по-немецки. Разъёмов типа DIN существует не один (и не два), но наиболее известен круглый вариант с пятью штырьками, который раньше очень часто использовался в аппаратуре и наушниках, а сейчас его можно встретить в качестве MIDI-входа и выхода у синтезаторов, MIDI-клавиатур и электропианино.

Иногда в сети упоминается ещё один «звуковой» DIN 41529 — довольно странный старый разъём для подключения акустики. В СССР он назывался запутанной связкой букв и цифр ОНЦ-ВН-1-2/16, быстро превратившейся в народное «точка-тире», но вы вряд ли столкнётесь с ним вживую — современные акустические системы используют другие разъёмы. А вот если найдёте на барахолке старый усилитель с колонками, то можете не переживать, ведь вилки и гнёзда этого стандарта до сих пор выпускаются и продаются.

Бананы и Лопаты

Чтобы подключить современную акустику к усилителю, используются два типа разъёмов — «лопатки» или Spade (на картинке два слева) и «бананы» или, не поверите, Banana (три правых). Простые как палка, подключающиеся только к одной жиле, неэкранированные, поэтому всегда использующиеся парно — для каждого элемента акустической системы, а если у той подключение Bi-Wire или Bi-Amp, то по четыре на каждую колонку.

Ответная часть обычно гибридная: в неё можно и вставить «бананы», и подключить «лопатки», немного открутив перед этим зажимные элементы, и даже зажать просто облуженные провода в специальных отверстиях.

Speakon

В профессиональных акустических системах, мощных, используемых для озвучивания больших площадей, работы на улице и в общественных местах часто используются специфические разъёмы Speakon. Они бывают с двумя, четырьмя и восемью контактами, но наиболее распространен средний вариант — четырёхконтактный. Отличительные особенности: может спокойно выдерживать большой ток, крепок, надёжен, хорошо изолирован.

Гибридные

В звуковых картах, рекордерах и других подобных штуках нередко можно встретить странного вида гнёзда, напоминающие что-то круглое ушастое. Эти гибридные разъёмы, умеющие работать и с классическим трёхпиновым XLR, и с 6.3 мм джеком, используются в качестве микрофонных входов или совмещённых микрофонно-инструментальных.

MMCX и 2-pin

Он же Micro-Miniature Сoaxial — высокочастотный коаксиальный разъём, который в аудио используется для подключения внутриканальных наушников к сменному кабелю. Его альтернатива — микровилка 2-pin. Оба варианта широко распространены и в принципе-то равны по надёжности, износ будет полностью зависеть от частоты смены кабелей и аккуратности в процессе этого, ну и MMCX можно вращать вокруг своей оси, что в некоторых случаях может быть полезным.

Да, ещё момент: варианты исполнения разъёмов и гнёзд могут отличаться по глубине и ширине, так что прежде чем заказывать сменный кабель, внимательно посмотрите на картинки и размеры — может случиться досадная накладка.

А ещё?

Естественно, что перечисленными выше вариантами дело не ограничивается: звуковых разъёмов много, включая очень специфические, созданные буквально для одного-двух устройств. Конечно же, звук передаётся и через HDMI, и по USB с Lightning, в более профессионально-дорогом сегменте используется привычная «сетевуха» с RJ45 на конце, можно встретить и нестандартную оптику. Но те, что я описал выше, закрывают все потребности любителя хорошего звука.

Кстати, а чем вы подключаете свои звуковые штуки друг к другу? Расскажите!

Источник

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.