Магия Кабеля, или медь по цене платины

Приветствую, уважаемые!

В сфере Hi-Fi и особенно в его «подразделении» Hi-End очень много всяких баек, легенд и суеверий. Особенно это касается кабелей: если взять Нужный Проводник с Правильным материалом и ориентацией (гусары, молчать!), то ваша система зазвучит просто божественно, соседи будут уважительно смотреть вслед, а Машка из соседней парадной точно согласится на свидание. Но есть ли такой кабель в реальности и стоит ли платить за него несколько десятков тысяч честно заработанных рублей, попробуем сегодня разобраться.

В качестве затравки — кабель Royal Triple Crown Interconnect от Siltech Cables, межблочная пара длиной в один метр. Цена на момент написания материала составляет 40 750 долларов. Двухметровое решение обойдётся уже в 73 750 долларов, а трёхметровое — 106 000, то есть примерно 4, 7 и 10 миллионов рублей соответственно. А теперь теория!

Как вы знаете (или хотя бы догадываетесь), кабель нужен, чтобы передать сигнал от источника к приёмнику — хоть от усилителя к наушникам или колонкам, хоть между разными блоками. В идеале этот сигнал должен передаваться без потерь и искажений, но в реальности такое недостижимо, а потому речь идёт только о минимизации проблем, что, в свою очередь, достигается разными путями. Первый — материал, из которого этот кабель сделан.

Требования к материалу достаточно просты: чтобы был гибким (мы же кабель постоянно туда-сюда сгибаем, сворачиваем-разворачиваем), обладал по возможности более низкими сопротивлением и ёмкостью-индуктивностью, а также не стоил как крыло от самолёта. Лучше всего удовлетворяют этим требованиям медь и серебро, причём первая используется в подавляющем большинстве случаев, а второе встречается только в Hi-End сегменте (ибо дорогое), также на рынке присутствуют варианты, где медные жилы покрыты серебром. Конечно, используются и более дешёвые материалы и сплавы, но обычно такие кабели кладут в комплект к самым простым «бытовым» колонкам и аппаратуре, а также продают за копейки на «Алиэкспрессе».

Чаще всего можно встретить обозначение OFC (oxygen-free copper) или «бескислородная медь» — в таком материале содержание собственно меди превышает 99.95%, остальной объём до 0.05% составляют примеси, из которых на кислород приходится до 0.003%. Это не только минимизирует появление оксидов и разрушение материала, но и дает несколько большую, чем у обычной меди, проводимость — от 0.5% до 2%, по некоторым исследованиям. Если такую медь покрыть серебром, будет SP-OFC.

Следующий шаг к аудиофилии — медь ОСС, она же «монокристаллическая», «длиннокристаллическая» или Ohno Continuous Casting (в честь Атсуми Ойно, придумавшего метод производства). Процент содержания чистой меди в таком материале доходит до 99.9999%, но самая главная фишка — в минимальном количестве переходов между зёрнами меди.

Производители кабелей из такой меди часто пишут про эффект CCD — Cross Crystal Distortion, искажения, возникающие при переходе потока электронов через границы зёрен и воспринимаемые на слух как большая жёсткость и худшая передача пространства виртуальной сцены. А так как один кристалл (зерно) может быть чуть ли не несколько метров длиной, кабель получается без переходов, что должно обеспечивать идеальное звучание. Чтобы сделать «ещё более лучше», некоторые производители даже указывают на кабелях направление кристалла меди (что это вообще?), рекомендуя подключаться только определённым образом. Видимо, электронам противно лететь в обратном направлении по металлу, они нервничают, упираются и портят всю малину. Кстати, с серебром дело обстоит ровно так же — есть и высокая очистка, и монокристаллические варианты, только ценник заметно выше.

Второе, с чем пытаются бороться производители, — скин-эффект. Иногда его называют ещё «поверхностным эффектом», а заключается он в неравномерности распределения переменного тока по толщине проводника, зависит от частоты и свойств самого проводника. То есть, иными словами, если хочется большего эффективного сечения кабеля, надо или сделать его определённой формы, или увеличить количество независимых жилок, чтобы «внешняя поверхность» была максимальной, или тупо покрыть более простой материал более качественным (все эти посеребрения, золочения или даже омеднения). Но последний подход хорошо работает только для высокочастотных сигналов, а для звука — не очень.

В плане формы у производителей получается всегда плюс-минус что-то плоское: от тонких кабелей-лент до сложных плоско-круглых сборок и витых плоских проводников. Некоторые пытаются уложить круглые тонкие проводники вплотную друг к другу, имитируя «по-настоящему плоские» варианты. В общем, каждый извращается как может.

Альтернативой «плоскости» в области дизайна проводников является литцендрат (на немецком «litzen» означает «плетёный шнур», а «draht» — «провод») — кабель с несколькими мелкими жилами, каждая из которых покрыта собственной изоляцией. Это также помогает бороться со скин-эффектом, особенно если жил много или используются скрутки из нескольких «ниток» литцендрата.

И всё было бы ничего, только скин-эффект создаёт реальную проблему на частотах сильно выше условно-максимальных 20 кГц. Например, для меди толщина скин-слоя (толщина металла, считая от поверхности и до глубины, где сигнал падает до 37% от изначального уровня) на этой частоте составляет 0.467 мм. Полмиллиметра практически! А для 100 кГц — частоты, до которой ни одна акустическая система в принципе не добирается — толщина будет 0.209 мм, что вполне сравнимо с толщиной проводника в кабеле. Вывод прост: скин-эффектом в случае аудио можно пренебречь. А вот стремиться к улучшениям значений активного и реактивного сопротивлений стоит, особенно если кабель достаточно длинный.

Некоторые аудиокабели имеют экраны — специальный проводящий материал, проложенный между внутренней и внешней изоляцией и представляющий собой или сетку из проводков, или спиральную ленту, или просто цельный лист алюминиевой фольги. Самым лучшим вариантом считается хорошая плотная плетёнка из тонких металлических нитей. Но кабели для колонок, к примеру, идут без экрана, потому что при сопротивлении акустической системы в 4-8 Ом наводки будут незначительны и не слышны как факт.

Помимо самих жил и изоляции, у кабеля есть разъёмы на концах. Эти самые разъёмы — тоже хорошая статья доходов производителей: с одной стороны, качественные материалы, удобная и надёжная конструкция не могут стоить дёшево, но с другой — часто имеет место переплата за особую форму корпуса или какие-то уникальные насечки на контактных элементах. Да, это своего рода «фирменный стиль», мода, статус, если хотите. Но никак не вопрос технических характеристик, влияющих каким-либо образом на итоговое звучание.

Одним из самых странных моментов является напольная подставка для кабеля — выполненная из ценных пород дерева, какого-нибудь уникального полимера или сочетания стали и пластиков штука, поддерживающая дорогущий кабель в воздухе. Пишут, что она улучшает звук, избавляя кабель от микровибраций (электроны сильно болтаются туда-сюда, что ли?) и перегрева, и даже может «ликвидировать электростатические напряжения и избыточный нагрев путем преобразования тепла в излучение инфракрасного спектра» (цитата с одного из сайтов). Естественно, кабелю глубоко наплевать, какое дерево используется для подставки, единственная потенциальная польза от которой — избавить от статического заряда, случайно скопившегося на вашем ковре, а цены на «аудиофильские подставки» могут доходить до нескольких десятков тысяч (!) рублей за штуку. К слову, втулка от туалетной бумаги обладает не меньшей эффективностью.

Так что же реально нужно для хорошего звука? Покупать самый дорогой навороченный кабель? Нет. Нужно покупать просто хороший: продуманный технически, из нормального, но не обязательно самого дорогого материала, с надёжными разъёмами обычного дизайна и качественно пропаянными/зажатыми внутри соединениями. Дизайн — по желанию. И да, у каждого кабеля будут свои параметры, которые могут не так хорошо подходить вашей системе, так что замена кабелей на другие имеет право на жизнь — звук действительно будет меняться, но далеко не всегда в лучшую сторону. Поэтому порой стоит приобрести/взять на тест продукт другого производителя в той же ценовой категории (или даже более низкой) и послушать, что из этого выйдет. Совет этот вполне применим и для наушников: комплектные кабели далеко не всегда плохи, а супердорогие решения далеко не всегда звучат на свои деньги — часто это вопрос качества сборки самого кабеля.

И последнее: если хотите улучшить звук в системе, начните с сетевого кабеля, точнее, с сетевого фильтра и стабилизатора. Дело в том, что розетки, несмотря на заявленные в стандарте 220 В и 50 Гц, очень часто выдают другие параметры — напряжение может скакать аж до 240 с мелочью вольт или, напротив, опускаться до 210 со случайной частотой. Да и остальные электрические устройства в вашей и соседских квартирах могут давать свои наводки в общую сеть. Так что стабильность питания вашего «железа», в особенности усилителя и других чувствительных к помехам элементов системы, благотворно скажется на результате. Даже замена блока питания с импульсного на нормальный линейный (трансформаторный) даст заметный эффект.

Кстати, для цифровых кабелей справедливы те же самые вещи! Я имел личный опыт сравнения обычного китайского USB-кабеля с более дорогим китайским же «аудио»-кабелем USB. Оба втыкались в портативный ЦАП одним концом и в обычный смартфон другим, ничего внешнего, включая питание от сети, не использовалось. Разница заметна: больше деталей, более собранный бас, почище середина и верх, больше пространства. А хитрость заключается в правильно (нормально, не тяп-ляп) распаянных качественных разъёмах и отделении жил питания от жил данных. Всё! То есть просто нормально и по уму сделанный «хвост». Ценник у него, кстати, тоже вполне вменяемый, а не «десять тысяч за сантиметр».

Хороший звук — это всегда поиск, но не всегда это поиск самого дорогого. Да и психологические аспекты восприятия никто не отменял, ведь не может же в глазах покупателя кабель за миллион звучать паршиво. Или всё-таки может? Тут каждый решает для себя сам. Главное — не прекратить при этом слушать музыку, заменив её отслушиванием очередного дорогого компонента. Ведь именно из-за этого понятие «аудиофил» порой считается ругательным. Такие дела.

Источник

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.