Как круглые броненосцы адмирала Попова могли совершить революцию в кораблестроении

Источник: журнал «Морской сборник» (№ 2 за 1991 г.)
Источник: журнал «Морской сборник» (№ 2 за 1991 г.)

Во второй половине XIX века военные флоты мира активно переходили на паровую тягу. Работавшие на угле двигатели были прожорливы, но даже при низком КПД выдавали солидную мощность. Это означало, что можно наращивать массу корабля: так наступила эпоха броненосцев.

Нужны они были и России. В том числе — для защиты Керченского пролива и Днепро-Бугского лимана. Но для этой цели требовались суда с осадкой до 4.3 м, надежной броней и мощными орудиями. Кроме того, после Крымской войны (1856−1859) по условиям Парижского мирного договора наша страна имела серьезные ограничения на размер флота в Черном море.

Вот тут-то и представил свой проект адмирал Попов. Он предложил построить круглые броненосные мониторы, которые можно представить как плавучие крепости, не занося их в реестр флота.

Кроме того, такая форма позволяла сделать борт низким и, как следствие, без проблем закрыть броней всю его надводную часть. А еще благодаря ей корабль смог бы быстро поворачивать, что облегчало наведение орудий. Кроме того, он должен был отличаться повышенной остойчивостью, что позволяло вооружать мониторы пушками максимально возможного калибра.

Источник: Wikimedia

И нет, Андрей Александрович Попов отнюдь не был придворным фантазером. Он командовал кораблями в Крымскую войну, сооружал брандеры, оборонял Севастополь, ходил в дальние походы. Так что морское военное дело знал не понаслышке. Хотя мыслил, конечно, смело. Для начала, чтобы продемонстрировать жизнеспособность проекта, Попов построил круглую шлюпку диаметром 3,5 метра. На испытаниях она показала себя отлично, высочайшая комиссия была удовлетворена.

Следующим шагом стало создание 7,5-метровой стальной круглой шлюпки «Камбала» с четырьмя паровыми моторами. Четырьмя — потому что маневрировать планировали с помощью двигателей, справедливо считая применение рулей на круглом судне неэффективным делом. «Камбала» проявила себя устойчивой и отлично поворачивала. В итоге в 1870-м году было окончательно решено строить круглые броненосцы для защиты Керченского пролива и Днепро-Бугского лимана.

В 1871-м положения Парижского договора относительно демилитаризации Черного моря отменили, но в том же году в Санкт-Петербурге все равно заложили первую «поповку» — так назвали новый класс судов. К 1875-году планировали построить аж четыре таких корабля, но деньги для начала выделили только на один, да и то со скрипом. И все же в 1873-м первый броненосец в серии, «Новгород», спустили на воду и начали испытывать.

Кстати, это был самый первый российский броненосец. Построенный по традиционной схеме (и тоже по проекту Попова) «Петр Великий» вступил в строй только в 1875-м.

Источник: Журнал «Морской сборник» (№ 2 за 1991 г.)
Источник: Журнал «Морской сборник» (№ 2 за 1991 г.)

«Новгород» имел диаметр 30,8 метра, осадку 3,7 м и плоское днище. Его защищало два слоя железной брони (229 +178 мм), а в расположенной в центре поворотной башне — барбете — находилось два 280-мм орудия. Машинных отделений сделали два, по три паровых двигателя в каждом (суммарная мощность составляла 480 л.с). Почти все комплектующие корабля были произведены в России.

Первый же выход на стрельбы выявил ряд серьезных недостатков. Во-первых, на заряжание орудия из-за несовершенства конструкции уходило 10 минут. Во-вторых, после выстрела пушку поворачивало внутри башни — из этого даже родилась легенда о том, что «поповки» крутятся при стрельбе вокруг своей оси.

Однако главной проблемой оказалось поведение «Новгорода» на воде. Его не качало, но зато волны перекатывались через палубу, заливая помещения. И скорость хода была на удивление низкой — 6 узлов (11 км/ч), и расход угля чудовищным, две тонны в час. Шесть винтов не позволяли держать курс ровно, и судно сильно рыскало, так что впоследствии оставили лишь четыре. А еще скверная вентиляция превращали машинные отделения в настоящие душегубки.

В итоге «Новгород» за зиму 1873−1874 гг. доработали, и он даже совершил зачем-то плавания по Черному и Азовскому морям, развивая скорость до 7,3 узлов — хотя, как мы помним, задумывали его для обороны фортов. А летом 1974-го начали строить следующую «поповку». Сначала она называлась «Киев», но при спуске на воду получила имя «Вице-адмирал Попов» — в честь присвоения очередного звания ее создателю.

Источник: Wikimedia
Источник: Wikimedia

Второй корабль сделали крупнее, 36 м в диаметре, палубу подняли, калибр орудий в барбете увеличили до 305-мм и установили еще четыре 87-мм пушки в палубной надстройке. Скорость «Вице-адмирал Попов» развивал уже 8,5 узла (15.74 км/ч). Увы, и у него обнаружились существенные недостатки. Станки мощных орудий не выдерживали отдачи, при стрельбе все судно сотрясалось катастрофическим образом. Их конструкцию усилили, но выросла масса судна и упала скорость.

И больше «поповок», увы, не строили. Хотя первоначальному назначению они вполне отвечали.

Начальник приморской обороны Одессы контр-адмирал Чихичев в 1877 году писал о них так: «На основании заключений особой комиссии, а равно и на личном моем ознакомлении со свойствами “поповок”… я вполне признаю огромную оборонительную силу “поповок”, в особенности в таких местах, как Одесса, где оборонительная линия растянута на большое расстояние и их огромные орудия могут удобно переноситься с одного фланга на другой, для поддержки атакованных батарей».

Это тоже интересно:

Источник

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.