Apple против Facebook*

Привет.

Помнится, как-то уже упоминал, что часто мысль приобретает законченный вид только по прошествии времени. Как правило, в этот период происходит ее дополнение недостающими фактами или отсутствующими деталями. Эта статья — очередной пример, подтверждающий этот довод.

Буквально на днях после небольшого спора с детьми о том, что можно и что нельзя, закономерно оказался в победителях и отправил капитулировавших подростков поизучать что-то кроме компьютера и Play Station. Спустя час, заинтригованный восторженными возгласами из комнаты, не выдержал и пошел убедиться, чем же они там заняты. Как выяснилось, у них оказалось много такого, о чем даже я не знал. Объектом их внимания стала 4D-энциклопедия, посредством которой они изучали Солнечную систему. Механика простая. В книге излагается основная скучная информация в цифрах и фактах, а между делом дается ссылка на Google Play, где можно скачать приложение, в котором с помощью камеры смартфона и QR-кода на странице можно запустить в режиме дополненной реальности маленькую Солнечную систему над столом. И в ней даже планеты вращаться будут! Как в Pokemon Go, когда мелкие (и не очень) животные появлялись прямо на улице и скакали вокруг, пока вы пытались загнать их в шар.

Полное видео можно глянуть вот здесь. Там можно увидеть, как в игровой форме управляют марсоходом. Такой вариант использования QR-кодов, между прочим, лишний раз убеждает в крайне большом потенциале технологии при сравнительно небольших входных требованиях. На эту тему, кстати, у нас есть статья:

Увиденное мной взаимодействие с 4D-энциклопедией окончательно оформило мысль о том, что не просто так данные технологии называются информационными. Но давайте самостоятельно по шагам проследим за тем, как они развивались. Однако сначала небольшое допущение. Дело в том, что информационные технологии предполагают, кроме системы взаимосвязанных методов и способов сбора, хранения, накопления, поиска и обработки информации, еще и осуществлять все это на основе применения средств вычислительной техники. А вычислительная техника, в свою очередь, предполагает наличие устройств. Так что если кому-то это критично, дальше мы рассмотрим развитие элементов информационных технологий. Итак, приступаем.

Да. Именно пещерная, или, как ее часто называют, наскальная живопись может служить точкой отсчета на пути развития информационных технологий. Уверен, места с подобными художествами были древними «третьяковками», а старейшины, рассказывающие о подвигах своих соплеменников, изображенных на сводах пещер, — экскурсоводами. Так продолжалось ровно до момента, когда 5500 лет до н.э. где-то в Месопотамии шумерам надоело ходить до ближайшей пещеры и они стали брать куски ее стен с собой. Ну или выбивали копии текста на соседних камнях.

Позднее с развитием ручного инструмента носитель информации существенно облегчился. Египет с третьего тысячелетия до н. э. и еще 12 веков после вовсю практиковал папирус:

На территории современной России же в ходу были берестяные вариации:

Ну а когда китайское изобретение (бумага) дошло до развитого мира, ключевым вопросом стал тот форм-фактор, в котором максимально удобно хранить, собирать и накапливать знания.

Именно с таким внешним видом книгу знает каждый из нас. Примечательно, что даже тот самый телефон с проводом-пружинкой, дисковым номеронабирателем и формой трубки, подарившей свой внешний вид одноименному приложению, канул в Лету и вызывает легкое недоумение у поколения Альфа (это те, кто идет после зумеров), а вот книгу узнают даже младенцы. А во многих приложениях и читалках даже есть специальный режим, имитирующий листание страниц.

Но мы отвлеклись. У книг просматривалось логичное продолжение. С развитием технологий мир начал меняться, и эти изменения были лакомым куском для голодных до информации людей. А отсюда и…

Вариант, безусловно, не совсем подходящий для хранения знаний, но, например, мне еще помнится фраза: «Миш, принеси мне подшивку “Металлурга” за 91-й». Кстати, удобство обработки такой информации было на высоте. Были и дата, и содержание, а при должной мотивации — и картотека по годам.

И все бы, наверное, так и шло в русле использования информационных технологий исключительно для знаний, если бы не внутренняя жажда человека к зрелищам.

Сначала вместо текста стали хранить картинки и фотографии, а потом решение получило неожиданное продолжение в следующей вариации:

Это кинеограф. Он был запатентован в 1868 году и представляет собой устройство для создания анимационного изображения. Достаточно лишь быстро перелистывать страницы. На заре мультипликации такой способ был весьма популярен.

Устройства создания информации начали усложняться, а следом за ними усложнялись носители этой информации (магнитная пленка, компакт-диски, карты памяти) и устройства ее воспроизведения.

Стоит упомянуть, что усложнялась не только база, на которой создавалась информация. Сами способы создания с использованием одних и тех же инструментов также отличались. И если можно попытаться вспомнить жанры, в которых творят писатели и киноделы, то едва ли это получится сделать в отношении творчества художников или музыкантов. Слишком уж их много. Таким образом, каким бы требовательным ценителем вы ни были, всегда найдется «блюдо», способное утолить ваш информационный голод.

А затем случилась Apple Vision Pro.

И тут сразу возник ряд вопросов. Самый главный: чей голод утоляют? Простая аналогия. Рождается ребенок. Ему интересен окружающий мир, и он начинает его познавать. Глядя на взаимодействие родителей, он начинает повторять обращенные к нему звуки и постепенно учится говорить. Затем ему показывают буквы, и он учится записывать то, что произносит. С гарнитурой Apple, как мне кажется, обратная ситуация. Нас учат тому, чего мы не жаждем. Многие возразят, мол, шлемы виртуальной реальности тоже не сильно-то и требовались, но ничего, нашли свою нишу. Однако давайте вспомним позиционирование шлемов. Игры вкупе с камерами, отслеживающими движения лампочек в контроллерах, виртуальные путешествия и погружение в непродолжительные игровые фильмы, отправляющие полетать между небоскребами или проехаться по кладбищу, чтобы пощекотать себе нервы, а затем логичный шаг с созданием полноценной MMO только с нами в главных ролях. Я говорю о метавселенной от Facebook*.

Недавно, кстати, Марк Цукерберг, сравнивая собственную гарнитуру Quest с Vision Pro, высказался следующими словами:

Quest — это про людей, взаимодействующих по-новому и ищущих способ стать ближе. Эти люди активны и настроены на созидание. И напротив, каждый сценарий использования Vision Pro, который нам показывали, был с человеком, сидящим на диване в одиночестве.

И здесь, конечно, можно поспорить. С одной стороны, такое явление, как «чувство локтя», местами даже как-то чересчур проявляется, и немного дистанцироваться от людей было бы неплохо. С другой же — использование подобной гарнитуры просто немыслимо без погружения в социум. На ней ведь даже глаза пользователя прорисовывают на специальном внешнем экране.

Безусловно, это пик технологического развития информационных технологий. С подобными устройствами мы, по сути, растворяемся в информационном потоке. Если картинку визуализировать, то на ум приходят кадры из фильма «Джонни Мнемоник», на которых художники по спецэффектам продемонстрировали собственное видение информационного потока:

Еще более глубокое взаимодействие станет возможно только после интеграции всех необходимых модулей непосредственно в тело человека.

Однако Apple словно и дела нет ни до каких погружений куда бы то ни было. Они просто предлагают пользоваться привычным набором приложений, только теперь с железкой на голове. И это вполне в духе компании. Ведь именно так мы себе и представляем человека, который пользуется техникой компании. Дизайнер за письменным столом из дубового массива в минималистичной студии, оформленной в стиле Баухаус. Он никуда, по большому-то счету, и не погружен. Он просто отключается от мира на время обработки изображений, а затем снова в него возвращается.

У Meta* же подход иной. Компания (а точнее, лично Марк Цукерберг) очень хочет поместить человека непосредственно внутрь информационных потоков. Чтобы они буквально «цеплялись» за пронизывающие метавселенную информационные нити. Разбудить их от реальной жизни, предоставив им небывалый простор в мире виртуальном. Реалистичнее всего это, пожалуй, описано в книге «Первому игроку приготовиться». Именно в книге, поскольку экранизация Спилберга вышла какой-то уж слишком позитивной. Если вкратце, то мир будущего Эрнеста Клайна (писателя) предполагал виртуальную реальность со всеракурсными беговыми дорожками для перемещения в виртуальном пространстве, визорами, генераторами запахов, костюмами, сконструированными с возможностью точечного воздействия на тело оператора, а также взаимодействие с виртуальным миром, которое было плотно переплетено с миром реальным. Например, генератор запаха, сработавший при посещении пиццерии в компьютерном мире, провоцировал героя сделать заказ в сети данных пиццерий и получить его в реальном мире. И до всего этого Meta* рукой подать. Да, их вселенная выглядит, как кто-то высказался в комментариях к материалу по данной тематике, как мультфильм «Щенячий патруль», но ведь и игры не сразу стали фотореалистичными. Думаю, что разработчикам еще только предстоит продумать механизмы улучшения графики. Например, у фирменного движка Epic Games есть такая фишка (слышал на какой-то презентации), которая позволяет максимально снижать графику предмета, который плохо виден, и повышать ее локально только для тех объектов, что участвуют во взаимодействии прямо сейчас. Иными словами, если принять тот факт, что цель — повторить виртуальную вселенную книги «Первому игроку приготовиться» Клайна или «Лабиринт отражений» Лукьяненко, то можно сказать, что Цукерберг на верном пути.

Еще одним доводом не в пользу шлемов VR был тот, что пользователю для того, чтобы «распробовать» возможности, нужно максимально бюджетное решение. И тут Apple как будто бы сами себе наступили на горло. Ведь цена их гарнитуры натурально пугает. И это, как мне кажется, может очень помочь остальным игрокам. Ведь функционал устройств (за минусом «магии» Apple) идентичный. И, возможно, появление гарнитуры Apple — это как раз та самая искорка, из которой и вспыхнет пламя. Только не для Apple.

И еще кое-что. Многие, возможно, недоумевают, к чему был экскурс в историю возникновения письменности и книг. Все дело в том, что письменность и книги ставили целью поделиться знаниями и умениями. Читатель открывал для себя неизведанное. И несмотря на то, что книги по-прежнему пользуются популярностью, их стараются адаптировать под веяния времени. Занятым — аудиокниги, подросткам — 4D-варианты, самым маленьким — книги-трансформеры.

И все эти носители информации предполагали (и до сих пор предполагают) старания авторов создать нечто необычное. Каждый писатель, например, старается как-то выделиться из общей массы своей собственной диковинной выдумкой. Это может быть необычный слог, стилизованный под ИИ, или интерактивный вариант, где читатель сам выбирает финал. А это возможно только при наличии обратной связи и вовлечении в социум. Apple же не предлагает нового результата. Она дает возможность добиваться того же, чего и раньше, только с помощью нового инструмента. Такой подход, кстати, отлично работает в изобретательстве. Вот только новый продукт должен быть максимально удешевлен, а это вовсе не про Vision Pro. Но тем интереснее будет наблюдать, заколдует ли компания человечество на этот раз.

Смелых идей, отличных изобретений и успешных продуктов. Удачи!

*Компания Meta Platforms, в которую входят социальные сети Facebook и Instagram, признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.

Источник

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.