#257. Можно ли на электрическом «Москвиче» доехать до Подольска и вернуться обратно?

Будни электрического москвичевода

В ближайшее время соберу первые впечатления в отдельный материал. А пока хочу поделиться в формате короткой строки. Есть как положительные, так и отрицательные моменты.

Бесплатные парковки в центре Москвы для электромобиля — это просто роскошь. Был тут в центре, так даже уезжать не хотелось.

Ещё к числу положительных я бы отнёс динамику автомобиля. Рывок с места у «Москвича» такой, что представители немецкого автопрома удивляются и пристраиваются посоревноваться. Для меня это скорее просто приятная мелочь, которая позволяет создавать на дороге меньше проблем. Например, стоишь в крайнем правом ряду на светофоре, а навигатор показывает, что через 200 метров надо быть в крайнем левом для поворота. На зеленый резво всех обогнал, никому не помешав, и едешь дальше.

В целом, посадка в автомобиле комфортная. Я ростом 188 см, вес 92 кг. И мне в машине хорошо: места над головой хватает, сиденья удобные, есть подлокотники с обеих сторон, шумоизоляция на неплохом уровне.

Средний расход 15.4 кВт⋅ч на 100 км – это динамический показатель, который меняется в моменте, а не оценивает всю поездку. Так, в определенный момент по пригородной трассе ехал 90 км/ч, и расход вообще был на уровне 9.6 кВт⋅ч. Этот показатель скорее нужен, чтобы понимать, как ты едешь в моменте. Если отключить экорежим и ехать агрессивно, то показатель может подниматься и до 20 кВт⋅ч.

На выходные ездили с другом в Подольск. Суммарный пробег составил 174 км. Особенно утомительной была обратная дорога, которая заняла 1.5 часа, но ни спина, ни ягодицы не устали, а голова от дорожного шума не гудела.

И попутно снова похвалю довольно точный счетчик запаса хода. При заряде на 100% автомобиль обещает 408 км. Проехав 174 км, я израсходовал 44% заряда батареи, то есть, экстраполируя, получаем общий возможный пробег 395 км. Попутно отмечу, что ехал я в экорежиме, но себя не сдерживал. Там, где можно, ехал 110 км/ч, где нельзя — 80 км/ч, по дорожной ситуации были агрессивные ускорения, как ехал по трассе, так и активно стоял в пробках. Удивило, что в инструкции к автомобилю написано, что пробег в зависимости от окружающих условий составит 200-350 км.

Перед поездкой полностью зарядил автомобиль, дабы ощущать себя спокойно. Полная ёмкость батареи — 65,7 кВт⋅ч. Я оставил автомобиль на электропарковке у ВДНХ, и за 56 минут он набрал недостающие 25 кВт⋅ч. Мне было комфортно, так как мои дела на ВДНХ как раз и заняли час.

Однако сразу чувствуется потенциальная проблема. Полная зарядка превысит 2 часа. Соответственно, автомобиль лучше подзаряжать регулярно, а то потом придётся долго ждать.

В принципе, для поездок по Москве формат подзарядок отлично работает. Тут и там энергии перехватил, и нормально. Батарее даже лучше, если её на 100% не заряжать. Но для поездок за город, конечно, надо заряжать на 100%. Если бы я не зарядил автомобиль перед поездкой в Подольск, то вернулся бы с 20% заряда. А это уже какая-то волнительная цифра.

Ну вот, доездив до 45%, я снова поставил автомобиль на зарядку. Станция показала, что я могу погулять 70 минут. И это уже было не так комфортно. Я зашел в магазин, купил кефир 1%, йогурт, вышел, посмотрел по сторонам, отнес домой. Вспомнил, что забыл купить морковь. По дороге зашёл в другой магазин, купил морковь. Пришел домой, написал этот абзац. Глянул в смартфон, увидел, что начислилось уже 23.69 кВт⋅ч (это более быстрая зарядная станция), и пошел забирать автомобиль.

Так что да. Очевидный минус электромобиля в том, что он требует определенного планирования. На своей машине просто в случае чего по дороге заправляешься на одной из многочисленных АЗС.

Из минусов конкретно «Москвича» пока нашел два.

Во-первых, можно отметить некоторую нестабильность софта. Один раз мультимедиа сама собой перезагрузилась. А ещё по дороге в Подольск автомобиль сообщил, что перестал видеть датчики давления сначала в одной, потом в другой шине. И черт бы с ним, но уведомление заняло весь экран, скрыв навигатор в момент, когда ловил свой поворот. Проблема решилась включением и выключением мультимедиа. На всякий случай отмечу, что в тот момент у меня на смартфоне и мобильный интернет пропал. Так что, может, мы проезжали какую-то «глушилку», которая оказала влияние.

Второй минус связан с конфигурацией. Для задних пассажиров предусмотрено два порта USB. А вот для передних пассажиров — только один USB-порт, который обычно используется для Car Play или для Android Auto. В теории задний пассажир может воткнуть провод в центральную стойку, предназначенную для задних пассажиров. Но вообще, несколько странно, что в электромобиле USB-портов не хватает. У меня опыта не так много, но могу вспомнить ту же OMODA C5, которую брал. Там не только куча USB-портов, но ещё и беспроводная зарядка была, а один USB-порт поместили на потолок, чтобы от него было удобно регистратор запитать.

И здесь же отмечу, что в инструкции к автомобилю вообще не сумел найти описания количества и мощности USB-портов. Ну или надо в инструкцию терминологический указатель добавить.

Пока что «Москвич» рисуется приятным вторым автомобилем в типичную московскую семью, где муж тысяч 250-300 зарабатывает, жена ещё рублей 200 и у них две машины. В городе на «электричке», а на «дальняк» брать бензин, а лучше даже дизель. Желательно, чтобы ещё в семье был совершеннолетний ребенок-студент, которому можно было бы делегировать зарядку автомобиля.

Если вы знаете такие благословенные семьи, то порекомендуйте им «Москвич».

Китайские движения за технологическую независимость

Думаю, что никто не будет отрицать тот факт, что Китай – это без пяти минут передовая хайтек-держава. Да, до сих пор кучи патентов и рычагов давления у США, а Тайвань не отказывается от своих нелепых притязаний на независимость, но у Китая неплохо получается преодолевать все невзгоды. И России надо брать с Китая пример. Ну или отринуть гордость и стать на время страной-сателлитом, чтобы постараться выведать технические ноу-хау.

В конце декабря 2023 года Национальный центр оценки информационной безопасности Китая совместно с Национальной секретной службой выпустил документ, содержащий список процессоров, которые могут использоваться в государственных компаниях и корпорациях, взаимодействующих с государством.

Главная изюминка списка: в нем нет процессоров от Intel и AMD. Разумеется, переход будет не одномоментным, но достаточно стремительным, и должен завершиться уже к 2027 году!

Китай, конечно, молодцы. Во-первых, они наносят мощный удар по западным партнерам, которые лишатся миллионов продаж. Под замену попадает огромное количество техники – десктопы, ноутбуки, серверы. Вообще, по логике, такая техника должна уничтожаться, но, зная китайцев, после зачистки это добро попадёт на вторичный рынок или в виде готовой продукции, или как запчасти.

Во-вторых, такой ход простимулирует собственную экономику, обеспечив предприятия заказами.

В-третьих, легко представить, что после внедрения на государственном уровне решения будут проникать в жизнь обывателей. Ведь если представить, что весь бизнес работает на китайских процессорах и на китайской операционной системе на базе Linux, то и школьники, и студенты начнут изучать эту систему в школах. А потом и дома. Иначе как потом найдешь работу? Научился Windows и Excel и проиграл отбор в офис.

Вот, кстати, список одобренных операционных систем. Как видите, Windows и macOS там не пахнет. Исключительно Linux-системы.

В-четвертых, первичные и последующие заказы создадут на ближайшие несколько лет относительно стабильный денежный поток, который будет спонсировать инновации.

Хороши ли китайские процессоры?

Всё-таки сейчас китайские процессоры до уровня Intel или AMD не дотягивают. Но, конечно, это и не «Байкал». Хотя тут, вроде, отрыв не такой и большой. Буквально на днях в сеть попали результаты нескольких китайских процессоров. И все они уступают Core i3-10100F.

Про производительность процессора «Байкал» BE-S1000 есть информация годичной давности. Это процессор с 48 ядрами, который в тесте Geekbench 5 получил результат 497 баллов в одноядерном режиме и 16271 в многоядерном (ибо 48 ядер). Впрочем, тут Россию с Китаем можно сравнить. И российский, и китайские процессоры работают в однопоточном режиме.

Однако это результаты процессоров на x86-архитектуре. А значительную часть списка занимают процессоры на ARM и RISC-V архитектуре.

Как я понимаю, только Shanghai Zhaoxin делает x86 процессоры, остальные 16 строчек всё AMR да RISC-V.

В нише ARM Китай как будто бы меньше уступает. А RISC-V так и вовсе открытая архитектура, которая уже долгое время считается перспективной, однако раньше всем было лень (жалко денег) заниматься её развитием.

Множество ARM-процессоров в списке положительно повлияет на рынок. Ведь в основном это процессоры для ноутбуков и серверов. То есть по мере их распространения из государственных на частные структуры будет расти и рынок приложений и игр. Так что не удивлюсь, если к 2030 году игровые студии для Китая начнут перекомпилировать свои ААА-игры на ARM-архитектуру. Иначе китайцы просто не будут их покупать.

В завершение темы вот такой график от Counterpoint. На нем наиболее интересный момент в том, что внутри круга написаны страны. Так, Китай сейчас занимает только 8% рынка производства чипсетов и процессоров. Будет интересно взглянуть на разбивку через пару лет. Полагаю, Китай точно обгонит Корею, да и Тайвань начнет теснить по мере того, как будет расти число смартфонов на китайских чипсетах.

Источник

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.