GadGetPark

Фишки советского «Запорожца», которых не было даже в иномарках

Если спросить, какой автомобильный бренд в СССР был самым узнаваемым, то «Запорожец» — это первое, что наверняка придет в голову многим. Да и в народном фольклоре «ушастый» по сей день занимает не последнее место. Несмотря на многочисленные огрехи и нюансы в эксплуатации, этот автомобиль был уникальным во многих отношениях.

Автономный отопитель

О «ЗАЗопечке», то есть автомобильной печке, во времена СССР слагали целые легенды. «Жарила» она так, что в зимой можно было ездить в одной рубашке, чему владельцы многих буржуйских машин в то время могли только позавидовать.

Охлаждение в «Запорожце» было воздушным, поэтому и брать попутное тепло для салона было неоткуда. Конструкция двигателя исключала наличие охлаждающей «рубашки» с антифризом — вместо этого по бортам автомобиля расположены воздухозаборники, за которые в народе его и прозвали «ушастым».

«Ушастый» ЗАЗ-966 /Wikimedia, Sergey Rodovnichenko, CC BY-SA 2.0
«Ушастый» ЗАЗ-966 /Wikimedia, Sergey Rodovnichenko, CC BY-SA 2.0Источник: Wikimedia

Вот и решили советские конструкторы дооснастить «Запорожец» полностью автономным бензиновым отопителем. Кстати, в более старом «горбатом запорожце» он располагался в задней части кузова, прямо рядом с мотором. Это позволяло владельцам использовать его еще и в качестве предпускового подогревателя — настоящее «Вебасто» родом из СССР.

Конечно, были у бензинового отопителя и свои недостатки: это и немалый расход топлива и высокий уровень шума, сравнимый с ревом реактивного самолета, и еще ряд других неприятных особенностей. Например, поджиг топлива в отопителе осуществлялся с помощью отдельной свечи зажигания. А она потребляла очень много тока и быстро «высаживала» аккумулятор. Кроме того, без должного обслуживния отопитель быстро забивался сажей и переставал работать, или же начинал коптить бензиновым угаром прямо в салон.

Гладкое дно — выше проходимость

У кузова «Запорожца» тоже был ряд своих уникальных особенностей. Во-первых, днище 968-го было гладким, как яйцо. Вкупе с высоким клиренсом в 19 см это наделяло автомобиль поистине завидной проходимостью. Благодаря отсутствию выступающих элементов на кузове, «Запорожцу» становились нипочем ни грязь, ни заснеженные поля Советской отчизны.

А еще в днище под ковриком переднего пассажирского места находился лючок. Через него можно было быстро избавиться от воды в салоне в случае ее попадания при езде по бездорожью. Кстати, среди владельцев ходили слухи, что на самом деле этот люк предназначался для зимней рыбалки. А почему бы и нет?

Двигатель в «багажнике» + задний привод

Еще одной конструктивной фишкой, которая способствовала высокой проходимости «ушастого», было необычное расположение двигателя. Он, как известно, находился у запорожца в «багажнике», поэтому задние ведущие колеса всегда были хорошо нагруженными. В сочетании с независимой вкруг подвеской (торсионы спереди, продольные рычаги и пружины сзади) такая компоновка ставила «Запорожец» если не на одну ступень с полноприводной «Нивой», то, как минимум, точно выше вазовской «классики». А уж если владелец 968-го устанавливал на него «зубастую» резину вместо родной, то такой автомобиль показывал просто чудеса оффроуда.

ЗАЗ-968М в разрезе /Wikimedia, Ralf Smallkaa, CC BY 2.0
ЗАЗ-968М в разрезе /Wikimedia, Ralf Smallkaa, CC BY 2.0Источник: Wikimedia

Дополнительным преимуществом от заднего расположения двигателя была еще и относительная легкость в управлении. О рулевых усилителях в те времена можно было только мечтать, а «крутить баранку» с червячным редуктором и передней компоновкой мотора на тех же «Жигулях» было куда тяжелее.

Быстросъемные сиденья

Несмотря на свои скромные габариты, «Запорожец» мог похвастаться еще и поистине впечатляющими способностями в перевозке грузов. Для многих, кто успел застать эти автомобили у своих дедушек и отцов, непременным воспоминанием из детства остались поездки на дачу в «компании» рассады, мешков с картошкой на крыше или кирпичей в салоне. В общем перевозил «запор» буквально все и в любом количестве. Этой опцией он был обязан каноническому багажнику на крыше и быстросъемным сиденьям, которые хозяин машины мог демонтировать буквально в два счета.

Водительское и пассажирское кресла шарнирно крепились своей передней частью к полу кузова, а задней свободно опирались на коврик пола. Благо­даря этому их можно было полностью наклонять вперед. Достаточно было открутить два болта на 13, и можно было устраивать на месте пассажира полноценный грузовой отсек.

Это тоже интересно:

Зачем соседи сверху катают металлические шары

Источник

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.